Помогите Диме помочь помогать помочь помогать

Китайская косметика

24.04.2016


Нетрудно применить это понятие задержки к нашим умственным процессам. Например, я лежу в постели и думаю о том, что пора встать, но рядом с этой мыслью в моем уме живо встает представление об утреннем холоде и о том, как приятно лежать в теплой постели. При таких условиях двигательный эффект первой мысли задерживается; я могу оставаться полчаса и больше в таком положении, причем обе мысли будут попеременно мелькать в моем уме, — это состояние мы называем колебанием или обдумыванием. В подобном случае размышление может быть окончено и решение принято одним из двух способов:


1) я могу забыть на мгновение свои соображения о тепле и холоде, и тогда мысль о вставании немедленно перейдет в действие: я вдруг замечу, что уже встал.


2) пока я продолжаю думать о холоде, мысль о необходимости встать может сделаться до того назойливой, что приведет к действию, несмотря на задержку. В этом случае я испытываю чувство выполненного нравственного усилия и считаю, что совершил трудное дело.


Каждое из так называемых намеренных действий, каждый случай выбора после колебания и обдумывания может быть сведен к одной из этих двух форм. Хотите хорошо выглядеть? Вам подойдет китайская косметика. Вы видите, таким образом, что воля в более узком смысле играет роль только при наличии нескольких борющихся между собой систем представлений и что она обусловлена сложностью нашего поля сознания. Интересно отметить при этом в высшей степени тонкое устройство задерживающего механизма. Сильное двигательное представление, находящееся в фокусе, может быть задержано самым слабым краевым представлением, которое ему противоречит. Например, я вытягиваю указательный палец и стараюсь с закрытыми глазами возможно живее вообразить, что держу в руке револьвер и нажимаю на курок. Я могу даже слабо чувствовать теперь дрожание своего пальца при поползновении согнуть его; и если бы он был соединен с записывающим аппаратом, то его напряжение, наверное, обнаружилось бы в кривой, которая показала бы начинающиееся движение. Однако палец на самом деле все-таки не сгибается и движение нажатия на курок не выполнено. Почему? А просто потому, что хотя я и сосредоточен на мысли о движении, я тем не менее представляю себе все условия опыта, и на заднем плане моего сознания, так сказать, в его бахроме или на краю, в то же время есть мысль о том, что движение не должно быть выполнено. Одного присутствия этой мысли на краю поля сознания достаточно, чтобы без усилия и напряжения, без подкрепления со стороны внимания оказать задерживающее действие.


Вот почему столь немногие из представлений, вспыхивающих в нашем уме, приводят на самом деле к двигательным эффектам. Жизнь была бы проклятием и вечной заботой для нас, если бы каждый мимолетный продукт фантазии вызывал движение. Теоретически закон идеомоторных действий правилен, но фактически наше поле сознания всегда так сложно, что задерживающие краевые элементы заставляют центр бездействовать большую часть времени. Вы видите, я говорю об этом так, как будто действия определяются просто присутствием или отсутствием представлений, как будто между этими представлениями, с одной стороны, и поступками — с другой, нет места ни для какого посредствующего деятельного начала вроде того, которое мы называем «волей».